Доктор философских наук рассказал о схожести ценностных концептов русского и византийского героического эпоса  - МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

Доктор философских наук рассказал о схожести ценностных концептов русского и византийского героического эпоса 

Доктор философских наук Арсений Миронов выступил с докладом в рамках конференции «Казачество на службе Отечества», на которой собрались историки, философы, культурологи, представители госорганов и казачьих обществ. 

Он представил результаты сравнительного анализа византийского и русского героического эпоса. Главный вывод исследователя – тождество ценностных доминант византийского и русского эпического сознания, их поразительное сближение. 

Арсений Миронов сравнил эпос православных греков и русских казаков: «Я сравнивал структуру ценностного центра героев поэмы «Видение Дорофея» (византийский эпос IV века) и былин об Илье Муромце. Ценностный код содержания былины «Исцеление Ильи Муромца» совпадает с ценностным кодом сюжета второй части «Видения Дорофея», которая имеет форму гомеровского эпоса и при этом христианское содержание».  

Исследователь дополнил, что подвергшийся бичеванию, окровавленный и обессиленный герой призывается Христом к служению: охранять ворота замка, где живет Спаситель. Проявив стойкость, герой получает в награду от Бога чудесную харизматическую силу. Чтобы защищать святыню, Дорофей исцеляется, становится выше ростом. 

Были проведены параллели между византийской поэмой и былиной об исцелении Ильи Муромца, «старого казака», как называют его русские эпические певцы. Напомним сюжет: к немощному Илье Муромцу являются апостолы Христа в образе нищих странников, они дают ему хлеб и воду. Благодаря Божественному дару крестьянский сын встает на ноги и обретает непревзойденную силу. По мнению исследователя, сила эта «заемная» – не личный «актив» – и может быть направлена только на святое дело: защиту вдов, сирот и церкви, веру православную. Сила остается у героя при следовании определенным правилам, защите ближнего и святынь. 

Арсений Миронов сравнил матрицы русской и западной культур, в последней важен концепт личной славы героя. Он вспомнил «Песнь о Роланде», который отказался трубить в рог и призвать на помощь, чем погубил цвет армии Карла Великого, тысячи французских рыцарей – лишь ради того, чтобы избежать личного бесславия и позора. 

По мнению автора доклада, в русском и византийском эпосе концепт личной славы девальвируется, а концепт силы понимается как бремя тяжелой службы, которое сопряжено с опасностью клеветы и опалы. Исследователь сравнил «Сказ о прекраснейшем и удивительнейшем муже по имени Велисарий» и русскую былину об Илье, Ермаке и Калине-царе. При их сравнении он обнаружил схожесть ценностных концептов. Так, князь Владимир, обманутый знатью, верит наветам и поступает несправедливо, заключая Илью Муромца в подземелье. Но богатырь выше личных обид: при первой же просьбе князя он, забыв притеснения, выходит в поле, чтобы спасти город от врагов. То же делает Велисарий, который противится гневу, низким страстям и по призыву императора возглавляет оборону города при нападении врага.  

В докладе доктор философских наук проанализировал произведения византийского эпоса, в том числе поздние песни акритов – жителей пограничья, православных земледельцев, охотников, разбойников, которые в течение нескольких веков находились в постоянном соприкосновении с арабами, турками и охраняли границы Византийской империи.