Возможности и риски искусственного интеллекта в образовании обсудили в МГУТУ - МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

Возможности и риски искусственного интеллекта в образовании обсудили в МГУТУ

В МГУТУ открылась международная научно-практическая конференция «Система образования в эпоху искусственного интеллекта: проблемы и направления развития». В научном событии приняли участие студенты и преподаватели из России, Казахстана, Китая и других стран.

На открытии мероприятия проректор по научной работе Дмитрий Володихин отметил, что искусственный интеллект (ИИ) все глубже проникает в образовательные технологии, дает студенту необходимую информацию и проверяет ее усвоение с помощью каскада тестовых заданий. «Искусственный интеллект не в силах заменить живого преподавателя, который делится со студентами знаниями, опытом научных исследований и коммуникации в научном сообществе, – сказал проректор. – Мы постепенно переходим к элитному образованию, когда преподаватель работает с ограниченным кругом учащихся, а искусственный интеллект подсказывает ему источники информации и необходимые приемы работы».

Проректор по учебной работе Михаил Стояновский сказал о невозможности отказаться от технологий ИИ и выразил надежду, что студент «не превратится в искусственный интеллект, который начинает «зависать», если преподаватель задает ему сложные вопросы».

Салтанат Муликова, декан Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова рассказала, как ИИ изменит систему образования и науку, о его роли в интеграции наук и развитии междисциплинарных программ.

Салтанат Мукушева, заведующая кафедрой дошкольной и психолого-педагогической подготовки педагогического факультета этого университета отметила необходимость развивать у школьников критическое мышление, умение творчески применять знания и навыки, умение проектировать – ставить цели и разрабатывать алгоритмы их достижения.

Заведующий кафедрой педагогики и психологии МГУТУ Сергей Шишов рассказал, что в Китае планируют полностью автоматизировать некоторые профессии, что оставит без работы несколько миллионов человек. Он затронул проблемы развития ИИ, упомянул теорию «мертвого интернета», согласно которой 73% контента в мировой сети генерируется ботами. Заведующий кафедрой обратил внимание аудитории, что ИИ учился сначала на текстах, написанных людьми, а затем – на созданных искусственно, поэтому его логика и мысли все больше отдаляются от человеческих.

Габриэль Анисет Кочофа, посол российского образования и науки, верховный комиссар по международному сотрудничеству начал свою речь с похвалы студентам: «Молодежь наследует прошлое и улучшает будущее. Я верю, что у России, США, Африки одинаково прогрессивная молодежь, она – локомотив прогресса. Мы создаем великий виртуальный мир и должны сделать так, чтобы молодые люди, которые его наследуют, оставались добрыми и хорошими». Он также отметил, что для разработки ИИ необходимо международное партнерство: только в сотрудничестве с другими странами можно добиться успехов в этой сфере.

Андрей Мельников, начальник отдела науки, технологии и образования Посольства Швейцарии в России, рассказал о том, как видят проблему ИИ в Швейцарии: «Искусственный интеллект проникает во все сферы деятельности, в том числе в школу. Мнение швейцарских академиков сводится к тому, что искусственный интеллект – это инструмент. Многие учителя выступают за его применение в учебном процессе. Но очень большая часть учителей выступает за установление регуляторных ограничений, разработку правил для функционирования искусственного интеллекта в системе образования».

Преподаватели и студенты обсудили методологические подходы к цифровой трансформации образования, мировоззренческое становление и социализацию личности в эпоху цифровых технологий, ИИ в новой коммуникативной реальности, риски и возможности ИИ.

29 марта были проведены круглый стол по теме: «Основные проблемы внедрения искусственного интеллекта в работу образовательных организаций» и Педагогическая мастерская «Современные образовательные технологии в эпоху искусственного интеллекта».  

Конференция организована кафедрой педагогики и психологии профессионального образования факультета социально-гуманитарных технологий МГУТУ и проводится при поддержке Минобрнауки России, Карагандинского университета им. академика Е.А. Букетова (Казахстан), Института стратегии развития образования РАО, изданий «Стандарты и мониторинг в образовании», «Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии».