Былины как феномен христианской культуры: Арсений Миронов развеял мифы вокруг русского героического эпоса - МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

Былины как феномен христианской культуры: Арсений Миронов развеял мифы вокруг русского героического эпоса

27 декабря 2022 года в рамках одиннадцатого заседания Имперского исторического клуба и.о. ректора МТУТУ имени К.Г. Разумовского Арсений Миронов выступил с лекцией об уникальности героического эпоса русских. Научные исследования доказывают самобытность этого жанра и принципиальные различия с аналогичными фольклорными произведеньями разных народов мира.

В Музее Николая II состоялась заключительная встреча Имперского исторического клуба. Мероприятие провел и.о. ректора МГУТУ имени К.Г. Разумовского, доктор философских и кандидат филологических наук Арсений Миронов. В выступлении он рассказал об уникальном жанре русской литературы – героическом эпосе. Он отметил, что посвятил плотной работе над текстами русской былины последние шесть лет.

«То, что я обнаружил, меня глубоко потрясло. Мои открытия связаны с двумя ключевыми темами. Первая тема – насколько русский героический эпос отличается от всего мирового эпоса. А вторая тема – это то, насколько смыслы русского эпоса искажены в восприятии профессиональной культуры образованного общества», – рассказал Арсений Миронов.

Уникальное наследие русского фольклора

По мнению Арсения Миронова, ключевое отличие русского героического эпоса заключается в отношении к четырем ценностям: славе, чести, гневу и силе. Если герои зарубежного эпоса присваивают все ценности исключительно себе, то русские считают их общими. Еще одно отличие заключается в том, что, если герои языческого эпоса совершают подвиги ради себя и личной выгоды, то русские богатыри совершают их бескорыстно во славу Бога или для помощи нуждающимся и страдающим.

«То же самое и с честью, которая не приравнивается исключительно к самому герою, а направлена на то, что он почитает. Честь в русском эпосе складывается из чести внешних объектов, то есть из набора Богом установленных институтов, ради которых герой совершает подвиг. И гнев герой испытывает тогда, когда видит, что честные объекты попираются и нуждаются в защите», – добавил и.о. ректора.

Ректор добавил, что отличие героического эпоса русских от эпоса народов мира проявляется во многих факторах: как русские герои используют свою силу, как они изображены с точки зрения физической мощи, имеют ли непобедимость благодаря магической закалке, используют ли уникальное оружие для совершения подвигов и многое другое.

«К примеру, своя дружина – один из основных элементов личной чести героя зарубежного эпоса. Для них важно накопить свиту могучих богатырей еще с детства, чтобы они сопровождали предводителя в походах. Если бы русские былины подчинялись общеэпическим законам, то Алеша Попович не вызвал бы Тугарина на бой и не отстоял бы честь князя Владимира, потому что Алеша не был на княжеской службе. Ни в одном эпосе герой не вступился бы за того, кто его не одаривает», – объяснил эксперт.

Героический эпос в современной интерпретации

Арсений Миронов подчеркнул, что общепринятая современная позиция отношения к героическому эпосу неоднородна и сильно искажена историческими влияниями многих исследователей. Сегодня считается, что у былин нет цельных смыслов, а русское христианство имеет лишь поверхностный «наностной» характер, над которым преобладают языческие и оккультные основы.

«Былина – это феномен христианской культуры, который решительно отличается от произведений других народов и который подвергался многочисленным искажениям», – сказал ректор.

Он отметил, что русская былина совершенно не предназначена для того, чтобы превращать ее в оперу, мультфильм или литературное произведение, а если подобные жанровые изменения происходят, то они сильно искажают исходный смысл. К примеру, существует заблуждение, что русский герой Добрыня Никитич всегда бьется с девятиглавым сказочным Змеем Горынычем, но в былинном эпосе подобных сюжетов никогда не было.

«Былинные змеи всегда имели человекообразный вид с женским обличием. Мы с детского сада привыкли видеть Добрыню Никитича и Бабу-ягу в рамках одного праздника. На самом деле это две разные реальности. Рассказчик былины всегда претендует на достоверность, на то, что события былины не сказочные», – заключил Арсений Миронов.

Напомним, что в Музее Николая II состоялась очередная встреча Имперского исторического клуба под председательством генерал-лейтенанта СВР РФ, президента Фонда «Наследие», председателя координационного совета Союза историко-просветительских обществ «Наследие Империи» Леонида Решетникова. Регулярные заседания проводились в течение года и посвящались возрождению отечественной исторической памяти в культурном аспекте.