В МТУГУ прошла конференция, посвященная философской доктрине И.А. Ильина
Всероссийскую научно–практическую конференцию «Путь духовного обновления – императив русской классической философии», посвященную 70-летию со дня смерти русского философа Ивана Александровича Ильина (1883-1954), провели в МГУТУ имени К.Г. Разумовского.
Организатором мероприятия выступил МГУТУ в сотрудничестве с Институтом философии РАН и Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Модераторами конференции были руководитель центра наследования культуры Института Наследия, ведущий научный сотрудник Юрий Закунов, и научный сотрудник Института философии РАН Александра Вакулинская.
На мероприятии обсудили философское и публицистическое наследие Ильина, включающее 33-томное собрание сочинений, основные постулаты его философской доктрины.
Юрий Закунов, Институт наследия:
– Высокий статус конференции во многом обязан активному участию в ней ведущего научного сотрудника отдела культурологии Института Наследия, профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Юрия Лисицы, который с 1993 г. по настоящее время составил, прокомментировал и написал предисловия к 33-м томам Собрания сочинений И. А. Ильина, последние из которых продолжают выходить в издательстве Института Наследия. Как представитель наследников И. А. Ильина он принимал участие в государственно-церковной акции по перезахоронению останков И. А. Ильина и Н. Н. Ильиной в некрополе Донского монастыря в Москве, а также в акции Российского Фонда Культуры по передаче Архива И.А. Ильина из Мичиганского штатного университета в МГУ имени М. В. Ломоносова.
По мнению проректора по научной работе МГУТУ Дмитрия Володихина, заслуги Ивана Александровича Ильина перед русской гуманитарной мыслью огромны: талантливый публицист, блистательно-интеллектуальный философ, по-русски мыслящий и чувствующий человек.
Главным для философа было понятие духа. По его мнению, ум, воля, память, чувство, совесть не имели бы ценности, если бы не руководствовались главным в человеке – его духом.
Он также говорил о недостижимости веры для воли и ума, но ее достижимости для сердца. Термины "сердечное созерцание", "творческое сомнение" характерны работам философа. Одна из постоянных тем, к которым обращался философ, – одиночество как модус жизни человека. Ильин считал, что каждый совершает свою жизнь от рождения до смерти в глубоком одиночестве, о котором необходимо и забывать, и помнить.
В 1916 году супруга философа Наталья Ильина написала диссертацию "Одиночество и общение", в которой рассказала о задаче духовного общения: "раскрыть индивидуальную сущность каждой души, творящей общение".
Профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Юрий Лисица рассказал о фундаментальных основах философии Ильина, его роли в культуре и жизни страны, привел множество воспоминаний современников о нем. Напомнил убеждение философа: "Жить стоит только тем, за что стоит умереть".
Независимый исследователь русской политической мысли Михаил Кулешов представил доклад, тема которого относится к современным аспектам исследования творчества философа: "Русский национализм И.А. Ильина: мифы и реальность": "Мы мало обращаемся к источникам, мало смотрим в сами тексты. Поэтому возникают вопросы о том, как на самом деле Ильин относился к русскому национализму", – сказал докладчик.
Доктор богословия, профессор ОЦАД им. Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Владимир Катасонов выступил с докладом о полемике Ивана Ильина и Николая Бердяева вокруг книги "О сопротивлении злу силою": "Если про Бердяева говорят, что он философ свободы, то про Ильина можно сказать: он философ воли… Ильин поднял вопрос: можно ли применять силу для обуздания зла".
На заседании также заслушали доклады о естественно-правовой концепции мыслителя в истории российской философии права, о природе власти и концепции созидания, об этико-эстетических ценностях, о влиянии на Ильина идей Л.Н. Толстого и Гегеля.