В МГУТУ состоялся Слет казачьих кадетских классов

15 – 16 сентября при поддержке Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы состоялся Слет казачьих кадетских классов «Казачья смена» столицы, организованный Войсковым казачьим обществом «Центральное казачье войско» и МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ). Это традиционное мероприятие, целью которого является развитие системы непрерывного казачьего образования Москвы.

В Слете приняли участие порядка 200 учащихся казачьих кадетских классов и их педагогов. В первый день Слет проходил на площадках МГУТУ и включал в себя проведение пленарного заседания, занятий по секциям, мастер-классов, теоретических и практических занятий по учебно-проектной деятельности, конкурсных презентаций проектов командами учащихся, организацию выставок университете и концертной программы университетского казачьего хора хутора «Разумовский».

Ключевой темой Слета стала тема социального проектирования. Педагоги и обучающиеся не только познакомились с теорией социального проектирования, но и приняли активное участие в разработке проектных идей с перспективой их реализации в своих школах. Сотрудники «Педагогического конструкторского бюро» под руководством профессора, доктора педагогических наук Александра Прутченкова, работая с обучающимся, уточнили в ходе интерактивной презентации базовые понятия проектирования, а затем организовали работу школьных проектных команд, составленных из кадет школ – участников Слета. В ее ходе ребята осуществили поиск идей и разработали логику их реализации с использованием технологии «Конструктор проектов». Ребятам определяли последовательность своих действий, опираясь на карточки «Этапы проекта», и оформляли визуальный образ в виде схемы, демонстрируя креативные способности каждой команды.

Наиболее сложным оказался следующий этап работы — первичная презентация своих логических схем перед другими командами. Пришлось отвечать на различные уточняющие вопросы проектных команд, но такая «проверка на прочность» помогла всем группам более четко увидеть свои планы работа над проектом.

Далее участникам проектирования было предложено максимально кратко – одним предложением — описать основные разделы проекта, ответив на несколько основных вопросов: кто, что, для кого, когда, где и с какими ресурсами группа планирует реализовать свой проект. Это форма представления проектной идеи оказалась тоже не очень простой, поскольку участники несколько раз конкретизировали формулу идеи проекта. Одновременно часть каждой команды описывала представителя своей целевой аудитории в виде «Аватара», указывая возраст, потребности и интересы человека, для которого группа и разрабатывает свой проект.

В завершении первого дня Слета школьные кадетские команды представили свои материалы перед всеми участниками Слета и членами жюри. Все команды успешно справились с поставленной задачей – кратко представить проектный замысел, дать характеристику представителя своей целевой аудитории и описать первые этапы практической разработки проекта. Всем выступившим участники Слета и члены жюри задавали вопросы, на которые были получены развернутые ответы.

Одновременно с работой проектных команд обучающихся, с педагогами – участниками Слета проводились пленарное и секционные заседания. В их ходе были рассмотрены перспективы развития системы непрерывного казачьего образования, вопросы духовно-нравственного воспитания кадет и использования потенциала музейной педагогики в образовательном процессе, проблемы изучения литературы о казачестве и ряд других вопросов. Большой интерес педагогов вызвали методические аспекты использования «Конструктора проектов», которые были рассмотрены на мастер-классе руководителя «Педагогического конструкторского бюро» Светланы Александровны Прутченковой. Его участники с большим энтузиазмом включились в работу с Конструктором проектов, и также, как и их воспитанники, разрабатывали формулу проектной идеи и проектную логику. Такое погружение в технологии, с которыми работали их ученики, помогло педагогам лучше понять, что готовили детские проектные команды, и посмотреть на своих воспитанников «другими глазами».

Завершился первый день Слета концертом ансамбля казачьей песни и пляски университетского хутора «Разумовский». В его ходе кадеты и педагоги услышали как малознакомые, так и всем известные казачьи песни, к исполнению которых подключался зал. Также зрители смогли насладиться номерами танцевального коллектива ансамбля.

Во второй день Слета его участники отправились на экскурсию в храмово-музейный комплекс Патриаршего Собора Воскресения Христова – главного храма Вооруженных Сил Российской Федерации и парк «Патриот», расположенные в Одинцовском районе Московской области. Целью этих экскурсий стало знакомство педагогов и актива казачьих кадетских классов с указанными выше храмом и музейными объектами для оценки использования их потенциала в воспитательном и учебном процессах образовательных организаций кластера непрерывного казачьего образования города Москвы.

По отзывам многих участников Слета выезд в Патриарший Собор Воскресения Христова – главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации и парк «Патриот» оставили у них неизгладимое впечатление. Величественный собор, посвященный подвигам российских воинов, музейно-парковый комплекс в честь победы нашего народа в Великой Отечественной войне, многочисленные площадки с военной техникой парка «Патриот» обладают большими возможностями в деле военно-патриотического воспитания детей и молодежи, формирования у них навыков социально ответственного поведения.

Хочется выразить уверенность, что проведенный Слет даст новый импульс дальнейшему совершенствованию процессов воспитания и обучения в образовательных организациях кластера непрерывного казачьего образования столицы и будет способствовать укреплению контактов между всеми заинтересованными в этом деле сторонами.