XR-технологии в сохранении исторической памяти и культурного наследия России

Круглый стол «XR-технологии в сохранении исторической памяти и культурного наследия России» открыли приветственными словами Никита Буранов, главный специалист научного отдела Российского военно-исторического общества, и Ирина Григорьева, начальник управления по научно-исследовательской деятельности МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ).

Денис Пресняков, руководитель проекта PanoQUIZ, поделился своим опытом создания туристических проектов в сфере 360VR и рассказал об игровой платформе PanoQUIZ, которая направлена в том числе и на проведение виртуальных туров и игр-викторин по достопримечательностям и истории нашей страны в формате Kids2Kids (разработка детьми игровых решений для других детей).

Игорь Кочубеев, руководитель ресурсного центра Терского казачества и виртуального музея истории казачества, рассказал о своем проекте, представляющем социальную франшизу, и описал процесс создания виртуальных музеев и интерактивных приложений (например, VR-симулятор рубки шашкой) с применением технологий 3D-сканирования.

Александр Карнаушенко, специалист 1 категории НИЛ «Цифровые технологии в историко-археологических исследованиях» Севастопольского государственного университета, представил проект 3D-пространства Херсонеса Таврического и рассмотрел вопросы моделирования и VR-адаптации с помощью стека бесплатных программных решений (например, Unreal Engine 5 и Blender).

Алла Чаянова, директор Плёсского музея-заповедника, и Алексей Кирьянов, директор МАУ ДО ЦТТ Новация, подробно рассказали о применении технологий дополненной реальности как элементов оформления классической художественной экспозиции и об их использовании музеями для привлечения новой, в первую очередь молодежной, аудитории.

Владимир Пономарев, заведующий лабораторией 3D-моделирования и веб-технологий, программный директор ИОЛ «Точка кипения» МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), представил двухлетний опыт ведения занятий для обучающихся кадетских классов в рамках проекта «История российских побед», который направлен на создание виртуальных экспозиций участков сражений с применением технологий виртуальной и дополненной реальности. Созданными материалами школы могут обмениваться, учителя могут применять их на уроках истории.

Елена Аралова, к.ф.н., доцент кафедры истории, философии, литературы и непрерывного казачьего образования МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ), рассказала о применении элементов дополненной реальности при создании демонстрационного варианта конкурса «Предпрофессиональная мастерская для академического, кадетского и педагогического профилей», а также об использовании этой технологии в педагогике.

Наталья Котовчихина, д.ф.н., профессор кафедры истории, философии, литературы и непрерывного казачьего образования, директор международного научно-методического центра по изучению литературного наследия М.А. Шолохова, представила проект «Казачья азбука» и рассказала о перспективах применения в нем технологий дополненной реальности, что особенно важно при обучении казачат дошкольного возраста.

Никита Карамышев, студент 3 курса Факультета социально-гуманитарных технологий МГУТУ, рассказал о своем школьном опыте создания виртуальных музеев в среде разработки Unity и об университетском проекте – виртуальной экспозиции музея-заповедника С.В. Рахманинова «Ивановка».