НА ТЕМУ ВЕСНЫ И ЖЕНЩИНЫ: НАТАЛЬЯ ШАФАЖИНСКАЯ

Если бы даже меня не подвели к ней, чтобы представить, я угадала бы ее в толпе. В ней чувствуется порода: спина прямая, как у дворянки. Обворожительная улыбка. Умение расположить с первых же слов… Ее слушаешь на одном дыхании, открывая для себя когда-то уже прочитанную классику. А еще она работает с тонкой материей — загадочным и удивительным внутренним миром человека.
Наталья Евгеньевна Шафажинская — доктор культурологии и кандидат психологических наук, практикующий педагог-психолог высшей категории, профессор кафедры педагогики и психологии профобразования МГУТУ. Она является авторитетным исследователем российского казачества. Ее имя известно в научных кругах, а именно — ее труды в области психологии, философии, культурологии, религиоведения.
Коллеги Наталью Евгеньевну ценят, студенты — обожают. Когда она заходит в аудиторию, все вокруг преображается. Светлеет что ли. К студентам профессор обращается только на «Вы» и «коллега».
«У студентов тоже многому можно научиться, особенно у наших казаков, — говорит Шафажинская. — Лично меня они дисциплинируют. Признаюсь, я раньше прохладно относилась к казачеству. Все изменилась, когда стала тесно с ними общаться. Благородные ребята, с сильным характером, стержнем».
Примером для других может стать юношеский, хотя, скорее, девичий настрой Натальи Шафажинской. И не скажешь, что уже четырежды бабушка.
«Ученики довели меня до такого состояния, — смеется Наталья Евгеньевна. — А вообще тот, кто занят в науке, всегда молод».
Мужчина-ученый — это понятно. Женщина-ученый? Образ расходится с укоренившимся в подсознании представлением о женщине как о прекрасной половине человечества. Только не в нашем случае.
В ее роду есть дворяне. Прапрабабушка — «смолянка», выпускница Смольного института благородных девиц. А вот бабушка — первая в мире укротительница львов, народная артистка СССР Ирина Бугримова. Прадедушка — главный ветеринарный врач Его Императорского Величества.
Но Наталья Евгеньевна предпочитает скромничать: «Это всего лишь родные люди. Покажи, кто ты сам есть в жизни».
Сказанное врезается в душу. Вспоминаю слова другого педагога. Мой мастер по речи говорила: «На первом курсе театрального училища ты кто? Конечно, народный артист. На втором — уже заслуженный. На третьем — просто артист. А потом ты артист больших и малых театров, в основном, погорелых» (конечно, посмеялись вместе с Натальей Евгеньевной).
«На самом деле, много претензий к себе, — откровенничает Наталья Шафажинская. — Помните, желание Наташи Ростовой быть лучше? Так и у меня».
В молодости Шафажинская хотела даже уйти в монастырь. Духовник не одобрил, и потом она этой теме посвятит докторскую диссертацию «Русское монашество как историко-культурное явление».
«Я воспитывалась в «гимназическом» духе, но взбалмошность присутствует, — смеется Наталья Евгеньевна. — От бабушки за это не раз доставалось. Образец женщины? Наверное, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, высочайшего интеллекта человек, красоты духовной и внешней. Это пример жертвенной любви, на которую мало кто способен».
Наталья Шафажинская пишет стихи. Психологические зарисовки посвящает близким, коллегам.
«Это отражение любви к ним», — признается профессор.
Смотрю на нее и восхищаюсь. Чувством такта, женской мудростью, неиссякаемым источником энергии, который она где-то прячет. Выхожу из аудитории. Улыбаюсь. Получила заряд доброты и душевности. С весной Вас, дорогая Наталья Евгеньевна! А в Вашем лице всех, кто сеет разумное. Доброе. Вечное.
P.S. С уважением и любовью к учителям нашей жизни. Посвящается настоящим женщинам.