В МГУТУ им. Разумовского подвели итоги десятилетия научно-практической деятельности вуза в области школьного питания - МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

В МГУТУ им. Разумовского подвели итоги десятилетия научно-практической деятельности вуза в области школьного питания

В Московском государственном университете технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первом казачьем университете) в режиме онлайн состоялся круглый стол на тему «Научно-технологическое обоснование организации школьного питания на основе продукции отечественного АПК». Мероприятие приурочено к десятилетию научно-практической деятельности университета в области школьного питания в Российской Федерации.

В работе круглого стола приняли участие более 80 представителей законодательной и исполнительной ветвей власти федерального и региональных уровней, представители образовательных организаций, научно-исследовательских институтов и бизнеса из 61 субъекта Российской Федерации, а также зарубежные коллеги из Беларуси, Казахстана, Приднестровской Республики.

«На протяжении 10 лет наш университет ведёт целенаправленную и системную научно-исследовательскую работу по школьному питанию, - отметила ректор МГУТУ им. Разумовского Валентина Иванова, открывая мероприятие. - За эти годы сформирована научно-методическая база вопросов школьного питания, в том числе 12 сборников рецептур, 14 учебников, 18 патентов, 120 комплектов нормативной и технологической документации».

В своих выступлениях участники круглого стола отмечали, что в последнее десятилетие в России наблюдалось ухудшение состояния здоровья детей и подростков, вызванное многочисленными факторами, большинство из них связано с неполноценным и недостаточным питанием. Содержание макронутриентов (белки, углеводы и жиры) в действующих в настоящее время рационах не сбалансировано, энергетическая ценность на 20- 30% ниже по сравнению с рекомендуемыми нормами. При этом сохраняется недостаточный охват горячим питанием учащихся начальных классов и льготных категорий учащихся: охват горячим одноразовым питанием учащихся 1-4 классов составляет 42,7 %, а двухразовым – 22 %.

Низкий охват учащихся школьным питанием свидетельствует о недостаточной обеспеченности учащихся услугами школьных столовых. В отдельных случаях в ряде регионов рацион питания составляют с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в питательных веществах.

В ходе обсуждений были выработаны главные направления решения организационных, технологических, правовых и методических вопросов школьного питания в соответствии с Федеральным законом от 01.03.2020 N 47-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статьей 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

«Безусловно, принятый закон о школьном питании, над исполнением которого работают три комитета Совета Федерации, дает полную возможность обеспечения горячим питанием детей всех школьников начальных классов России с переходным периодом до сентября 2023 года», - прокомментировала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Елена Зленко.

Игорь Павлов, заместитель Президента Российской академии образования отметил: «Это очень важное и своевременное законодательное нововведение. По сути, это педагогическая задача, которую нужно реализовывать всесторонне и с участием родительского сообщества на уровне системы регионального образования».

По итогам работы круглого стола были сформированы соответствующие рекомендации для Министерства просвещения РФ, представителей государственной власти субъектов РФ, муниципалитетов и других заинтересованных структур.

В частности, ученые МГУТУ им. Разумовского предложили использовать методы проектирования рационов на основе нутригеномики и информационных технологий, разработать, утвердить и внедрить примерные типовые, кластеризированные комплексные суточные рационы двухнедельного питания целевого назначения для двух сезонов («весна-лето» и «осень-зима») и двух возрастных групп (7-11 и 12-17 лет) с учетом состояния здоровья детей и особенностей регионов РФ. Осуществить реализацию пилотного проекта по составлению паспорта здоровья школьника на основе изучения его персональных данных и особенностей физиологического состояния и пр.