Расказачивание - великая трагедия казаков в ХХ веке - МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

Расказачивание - великая трагедия казаков в ХХ веке

Ежегодно 24 января в нашей стране проводятся траурные мероприятия, посвященные памяти казаков, ставших жертвами политических репрессий против казачества. Основы репрессивной политики по отношению к казакам определялись принятой в этот январский день 1919 года Оргбюро Центрального Комитета партии большевиков секретной циркулярной инструкцией «Ко всем ответственным товарищам, работающим в казачьих районах» за подписью Я.М. Свердлова, которая вошла в историю как «директива о расказачивании».

Эта директива предполагала ликвидацию казачества как социально-экономической и культурной общности путем массовых репрессий против казаков, что выражалось в их расстрелах и взятии в заложники, сожжении станиц и хуторов, натравливании неказачьего населения на казаков. В процессе расказачивания также проводились реквизиции их недвижимого и движимого имущества, в том числе домашнего скота и сельскохозяйственной продукции; переселение крестьян на земли, ранее принадлежавшие казакам; выселения целых станиц и хуторов. Были упразднены все казачьи войска.

Чем же была вызвана такая политика большевиков по отношению к казачеству? Ведь в Красную Армию, воевавшую в то время с белогвардейцами на фронтах гражданской войны, входило немало казачьих частей и подразделений. Так, правительством Украинской Народной Республики было сформировано целое общевойсковое соединение, получившее название черво́нное (красное) казачество, командиром которого стал знаменитый «красный командир» В.М. Примаков. Немало казаков, в большинстве своем – «иногородние», которые жили на казачьих землях, несли службу как казаки, но не имели прав и привилегий казачьего сословия, а также представителей казачьей бедноты служили в Первой конной армии прославленного С.М. Буденного и во Второй конной армии, которой командовал потомственный донской казак Ф.К. Миронов. Эти соединения успешно воевали с Белой армией в гражданскую войну и в ходе советско-польской войны 1919 – 1921 гг.

Однако среди белогвардейцев казаков оказалось значительно больше, чем среди «красных». Территории компактного проживания казачества (Дон, Кубань, Терек, Урал и др.) стали основными базами Белого движения, а значительная часть казаков влилась в него, считая, что новая Советская власть разрушит сложившиеся веками казачьи традиции, уклад их жизни. И действительно, эта власть ликвидировала сословное деление страны, что привело к потере казачеством статуса военно-служивого сословия и многих привилегий, которыми обладали, прежде всего, казаки–дворяне и зажиточные казаки. Последние составляли более чем половину российского казачества. Ситуацию усугубляло крушение в России самодержавной императорской власти, служение которой для подавляющего большинства казачества было делом жизни и чести.

Это предопределило переход его значительной части на сторону белых армий. Казачьи воинские части были главной силой Добровольческой армии генерала Л.Г. Корнилова, а затем Вооруженных Сил Юга России, которые возглавлял генерал А.И. Деникин. Крупнейшими вооружёнными формированиями казаков-белогвардейцев стали Донская, Оренбургская и Уральская армии. Активными участниками Белого движения были атаманы Всевеликого Войска Донского генералы А.М. Каледин, П.Н. Краснов, А.П.Богаевский, кубанские казаки генералы С.Г. Улагай и А.Г. Шкуро, атаман Оренбургского казачьего войска генерал А.И. Дутов, атаман Забайкальского казачьего войска генерал Г.М. Семенов, атаман Б.В. Анненков и другие лидеры казачества.

Неудивительно поэтому, что молодая Советская власть заняла позицию неприятия казачества, ответив на действия белогвардейцев политикой расказачивания. Однако какие бы обоснования политической целесообразности действий большевиков ни находились, нельзя оправдать террор по отношению к людям, чьей виной было желание жить по традициям своих предков, верно служить государству, исповедовать православную веру, грамотно вести свое хозяйство! Более того, многие из казаков, особенно представлявших казачью бедноту, не проявляли враждебности к новой власти, видя ее стремление к идеалам справедливости, свободы, равенства – ценностям, которые традиционно признавало казачество.

Архивные источники и свидетельства очевидцев приводят различные сведения о количестве жертв расказачивания. Справедливости ради следует отметить, что «директива о расказачивании» через два месяца после подписания была официально отменена, однако процесс расказачивания это не остановило. Известно, что предлагалось осуществить массовую депортацию казачества: все казаки в возрасте от 18 до 50 лет должны были быть вывезены за пределы Дона, Кубани, Терека на Север, однако нехватка железнодорожных вагонов не позволила осуществить этот план. По данным, обнародованным депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации казачьим генералом В.П. Водолацким, политика расказачивания унесла жизни более 2 млн казаков, полностью уничтожив многие станицы и хутора. Поэтому он предложил сделать 24 января Днем памяти казаков - жертв политического террора.

К середине 1930-х гг. практически полностью был разрушен социально-экономический уклад жизни казачества. Оно испытало крутую ломку своего мировоззрения и постепенно, пройдя через коллективизацию, стало советским колхозным крестьянством, хотя в душе эти люди всегда помнили, что они – казаки, долг которых – преданно служить своей Родине. Это подтвердилось в годы Великой Отечественной войны, когда подавляющее большинство казаков храбро воевало в рядах Красной Армии и проявило массовый героизм, осознав смертельную угрозу, которую представляла для существования нашей страны гитлеровская Германия и ее союзники.

В память о жертвах расказачивания 24 января в казачьих храмах проводятся панихиды, казаки возлагают венки к памятникам казакам - жертвам политических репрессий и монументам героям казачества. Отрадно, что в этих акциях принимают участие и казаки нашего Первого казачьего университета.

 

Материал подготовили:

Андрей Бондович Бакурадзе, профессор, доктор философских наук, директор экспертно-аналитического центра казачества МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ);

Алексей Николаевич Кураев, профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры «Общественные процессы, СМИ и рекламные технологии» МГУТУ им. К.Г. Разумовского (ПКУ).