В МГУТУ им. Разумовского обсудили единую концепцию учебника по истории российского казачества — Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ)

В МГУТУ им. Разумовского обсудили единую концепцию учебника по истории российского казачества

10 июля 2020 года в Московском государственном университете технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первом казачьем университете) состоялся круглый стол на тему «Единая концепция учебника истории российского казачества». В нем приняли участие представитель Минобрнауки РФ Александр Миллер, заместитель президента Российской академии образования Игорь Павлов, заведующий лаборатории казачества Южного научного центра РАН Андрей Венков, учёные МГУТУ им. Разумовского и регионального института - Донского казачьего государственного института пищевых технологий и бизнеса, представители Южного федерального университета, других вузов.

Участники заседания обсуждали единые подходы к мировоззренческим, методологическим, методическим и содержательным аспектам преподавания истории казачества в образовательных организациях с казачьим компонентом. Подчёркивалась важность формирования патриотически ориентированных и социально активных граждан. Было принято решение, что методологические принципы изложения страниц истории казачества должны подчёркивать государственнообразующую, политически стабилизирующую и экспансионистскую роль этой социальной группы в процессе становления, расширения и укрепления границ и военно-политических возможностей России.

К проблемным вопросам казачьей истории участники дискуссии отнесли проблему природы и происхождения казачества, роль этой социальной группы в народных восстаниях и крестьянских войнах, значение казаков в процессе стабилизации политической ситуации в кризисные моменты отечественной истории, политическое самоопределение казачества в период Гражданской и Великой Отечественной войн, место казачества в современной России.

В заключительном слове заместитель президента Российской академии образования Игорь Павлов отметил необходимость соответствия концепции  обсуждаемого учебника нормативно-правовой базе, отвечающей текущим политическим интересам развития России и согласующейся с государственной политикой противодействия фальсификации отечественной истории.

По итогам работы круглого стола его участники приняли решение консолидировать работу по содержательному формированию учебника «История российского казачества» на основе выработанной единой концепции преподавания истории казачества, усилить методологическую и источниковедческую базу в процессе преподавания этой дисциплины, а также дополнительно создать хрестоматию по истории российского казачества.

Справочно:

Российское казачество является ведущей военно-организованной и патриотически ориентированной социальной силой в современном российском обществе. Качество образования, получаемого молодыми казаками, является одним из важных индикаторов, который отражает степень привлекательности казаков в социальной среде.

На сегодняшний день одной из наиболее актуальных задач является преподавание истории казачества России в образовательных организациях. В «Стратегии развития российского казачества до 2020 года» акцентируется внимание на совершенствовании и издании новых учебных и учебно-методических пособий по истории и культуре российского казачества, духовно-нравственному воспитанию для образовательных организаций.

Профильная комиссия по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества ведёт плановую работу по разработке Единой концепции преподавания истории российского казачества в образовательных организациях.

Координатор работы — МГУТУ им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) последовательно осуществляет работу по подготовке к изданию учебника истории российского казачества.

К научно-исследовательской работе по казачьей тематике привлечена Ассоциация учёных – исследователей казачества. Работа осуществлялась на основании Концепции непрерывного образования казачества России.

В 2018-2019 годах сформировано несколько вариантов концепции преподавания истории казачества в рамках изучения Отечественной истории и подготовлен план учебника по истории казачества.